.
 

Здесь Вы сможете найти информацию на интересующие Вас вопросы.

 

 

Педагогические технологии, позволяющие сформировать предпосылки развития инженерного мышления у дошкольников.

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 28" Юнусова С.Ф.

          Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОУ, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. И это не поиск одаренных, гениальных детей, а целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.

            Что значит формировать инженерное мышление? Это значит воспитывать человека творческого, с креативным мышлением, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, приспосабливаться к нему и способного создавать новые технические формы. Предпосылкой инженерного мышления может стать развитие творческого мышления и способности преодолевать стереотипы.

            Инженерное мышление можно и нужно формировать. На помощь педагогам приходят различные технологии. И не нужно зацикливаться на использовании только дорогостоящих конструкторов ЛЕГО, хотя они достаточно хорошо решают эту задачу. Есть и другие, известные всем методики, применение которых не требует практически никаких затрат. Остановимся подробнее на каждой из них.

1.     Использование технологии ТРИЗ

            ТРИЗ – технология решения изобретательских задач. Возникла еще в 50-х годах благодаря усилиям Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальных инструмент для поиска оригинальных идей, которые способны выдвигать дети.

            ТРИЗ технология включает много методик, каждая из которых интересна и дает возможность каждому ребенку самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, фантазировать, придумывать.

            В своей практике в работе с детьми старшего дошкольного возраста я активно использую Метод Каталога. Этот метод позволяет решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Он заключается в том, что педагог задает дошкольникам последовательно вопросы, отвечая на которые они развивают сюжет. Каталог – подборка картинок с изображением героев,  эмоций или чувств, действий, мест.

 

            Вопросы представляют собой некую систему, последовательность, алгоритм. При составлении вопросов педагог должен учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок (начало, развертывание сюжета, концовка, наличие положительных и отрицательных героев).

Отвечая на вопросы, дети выбирают из соответствующего раздела каталога картинку и «случайным образом» определяют героев, их черты, место, где развивается сюжет сказки и т.д.

 


            Дети наши уже с самого рождения знают много сказок. В сказках есть как положительные, так и отрицательные герои. Все знают, что Баба Яга всегда вредная и злая, а Золушка добрая, зайчик – трусливый, а лиса – хитрая. Так у детей формируется стереотипное мышление. По-другому героя представить уже трудно.  А ведь в каждом даже в самом «плохом» герое, можно рассмотреть и хорошие качества.

            В сказках, которые придумывают наши дети, благодаря методике ТРИЗ, Баба Яга совершает благородные поступки, становится спасительницей, а Золушка превращается в злую колдунью.

            Дети очень любят придумывать новые волшебные истории. С каждым разом они становятся более интересными, завораживающими.

            Метод Каталога позволяет преодолевать стереотипность мышления, позволяет выходить за рамки привычного, создавать новое, что несомненно сказывается на развитии творческого мышления у дошкольников.

2.     Экспериментально исследовательская деятельность.

            Исследование позволяет получать сведения не из уст педагога, а самому находить ответы на вопросы «как?», «почему?». Благодаря этому дети сами добывают знания, учатся мыслить, ставить задачи, находить ответы на поставленные вопросы, анализировать. Например, изучая свойства воды, детям мало просто рассказать о них, необходимо чтобы каждый ребенок сам их открыл, а педагог создаёт для этого условия.            Так, чтобы определить есть ли у воды запах, детям предлагается понюхать чистую воду. Затем в воду можно добавить капельку лимонного сока и снова дать детям понюхать. Дошкольники смогут сделать вывод, что вода не имеет запаха, но может пахнуть тем, что в нее наливают.

 


            Исследовательская деятельность не чужда детям. Каждый ребенок по своей сути является исследователем с самого рождения. Пример тому, когда маленький ребенок бросает игрушку и смотрит, что с ней произойдет. И это действие он может повторять многократно.

            С возрастом опыты и исследования усложняются, и инициатива здесь большей часть принадлежит детям. Дети в старшем возрасте любознательны, они задают много вопросов: почему в холодильнике холодно? почему звезды не падают? почему радуга цветная? и др. Чтобы найти ответы на вопросы наших «почемучек» мы организуем эксперименты в детском саду или предлагаем провести их дома вместе с родителями, после чего представить результаты. В старшем возрасте также с детьми можно поиграть в изобретателей школы «Фиксиков». Так можно предложить детям изобрести пылесос, используя воздушный шарик и зная свойства электричества. Также можно предложить детям разделиться на команды «Мини-лаборатории». Предложить каждой лаборатория создать фильтр для очистки воды. Но мало провести эксперимент, необходимо проанализировать и зафиксировать его результаты. Вот здесь, ребёнку понадобится умение составлять алгоритм (последовательность) или схему опыта, эксперимента, изобретения.  Основной целью опытно – экспериментальной деятельности дошкольников является формирование свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, преодолению стереотипов.

 

 

 

 

3.     Конструирование

            Конструирование относится к продуктивным видам деятельности и направленно на получение определенного продукта.

            В ходе конструирования дети создают различные конструкции из строительного материала. Строительным материалом могут быть различные детали конструкторов (например, ЛЕГО и др.), бумага и картон, природный и бросовый материал.

  

         В ходе конструирования дети могут фантазировать, придумывать свои конструкции или дополнять своими идеями уже готовые решения.

         ЛЕГО конструкторы, так широко используемые современными детьми, спроектированы так, что в ходе игры дети получают знания о современной науке и технике. Как правило при использовании ЛЕГО конструкторов, дети используют инструкции по сборке, схемы. Также ЛЕГО позволяет ребенку создавать и свои собственные конструкции (например, конструировать по условиям: когда нужно создать корабль для передвижения по пустыне; или конструировать по собственному замыслу).

         В творческом конструировании дети способны наделять предметы разными характеристиками, не свойственными им в реальном мире. Так дети способны создавать своеобразные образы.

         Часто детское конструирование неразрывно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (дворец для принцессы или гараж для машины) и играют с ними при этом неоднократно перестраивая их в ходе игры.

         Конструирование способно развивать творческое мышление, дает волю фантазии детей, закладывая тем самым предпосылки для развития инженерного мышления дошкольников.

4.     Игровые технологии

            Нашей удачной находкой для развития пространственного мышления, воображения у детей, стала игра «Логико-малыш» издательства «Зимородок».

            Игра состоит из планшета и карточек. Для решения задачи: развитие предпосылок инженерного мышления мы используем карточки математической серии («Проекции», «Ракурсы», «Композиции»). Благодаря игре, дети учатся видеть предметы с разных ракурсов (вид сбоку, вид сверху, вид снизу).

 

Заключение:

            Описанные технологии направлены на развитие в ребенке живого познавательного интереса, умеющего анализировать, видеть связи между предметами и явлениями. Технологии способствуют развитию в каждом ребенке высокого творческого потенциала. Позволяют каждому ребенку проявить себя, создавать новое, что очень важно и актуально в нашем современном быстро меняющемся мире.

 

 

 

                 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»