.
 

Математическое развитие ребенка в семье

 

  

Математическое развитие ребёнка в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными понятиями.

Дошкольникам просто необходимо давать основы математики.

Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно, когда-нибудь и дойдёт до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдёт, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. А скорее всего в голове образуется околонаучная каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению предмета. 

А теперь давайте разберёмся, из чего же состоит математика, а потом поговорим о каждой теме подробно. 
- Первое, что приходит в голову - это количество чего бы то ни было и манипуляция с этим количеством - пересчёт, сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение и т.д. Это только одна сторона медали - арифметика. И многие родители думают, что на том математика и заканчивается. Но в математику входит много других разделов, к которым тоже нужно готовиться. 
- Геометрия -  геометрические фигуры и формы
- Чтобы научиться понимать математику, нужно разобраться в свойствах, признаках различных предметов, научиться объединять предметы, классифицировать по этим признакам, сравнивать эти признаки между собой и видеть между ними разницу. 
- Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей логику, иначе им будут не по силам математические задачи. Для начала это - логика жизни, логика всех окружающих нас явлений ( это случилось, потому что… или наоборот, чтобы было так, как нам надо, нужно сделать так…, чтобы не было так, нужно… и т.д.) У всех событий есть причины и следствия и это нужно подчёркивать, обсуждать, обыгрывать. 

Ребёнок, который стоит на пороге школы. Обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых.


Математическое развитие осуществляется:

- в повседневной жизни;

- в результате целенаправленного обучения.

1.  Математическое развитие ребенка в повседневной жизни

Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. Например, мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку,... и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова одну большую, маленькую. Ребен­ку нравится такая совместная работа со взрослым. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку приобрести знания о размере предметов.  Или при уборке игрушек можно предложить ребенку расставить игрушки по росту – от большой до самой маленькой, посчитать игрушки. Или: собираясь на прогулку, можно предложить ребенку подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. При уходе за комнатными растениями можно предложить определить форму листьев.

Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.

Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел шишек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем... Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». И так далее.

 

Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий. Например, игра «Сначала - потом».

2.       Обучение ребенка основам математики.

При организации занятий, Помните!!! Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте побольше игр, считалок и стишков.

Игра – основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок овладевает новыми навыками, умениями, знаниями. 

 

Содержание и методика проведения игр - занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий с детьми в семье — это доступность предложенного материала, последовательность, систематичность в работе, широкое использование наглядности, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, заинтересованность и активность самих детей.

Для  игр - занятий с детьми у родителей должен быть такой материал: мелкие предметы, игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изображения); карточки, а также силуэты птичек, зверей, фруктов, овощей; геометрические фигуры (круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб), разные по цвету и размеру.

      Все задания предполагают тесное сотрудничество взрослого и ребенка и рассчитаны на 15 - 20минут. Не дожидайтесь полного угасания интереса маленького ученика. Если даже облегченный вариант задания труден, предложите самое простое упражнение, чтобы ребенок не потерял уверенности в своих силах. Поощряйте не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности. Обращайте внимание на все успехи, пусть даже незначительные.

 

Для того, чтобы дети ориентировались в пространстве относительно себя (лево, право) – можно на праздниках проводить развлечение «Найди клад», нарисовать карту, со схемой. Т.о. мы создаем для детей мотивацию.

Игры на освоение порядкового счета:  пальчиковые игры, игры с кубиком.

Игры на запоминание цифр: с.р.и. «Магазин», «Какой цифры не стало?»;  цифры для закрепления можно писать, лепить, вырезать. Для запоминания используйте художественный образ, на что похожа цифра, используйте стихи.

Важно, чтобы ребенок соотносил соответствующее количество предметов с конкретной цифрой.

 

Игры на закрепление знаний о геометрических фигурах: «Найди, что есть квадратное?»

Игры на закрепление цветов: «Найди круглые предметы»

 

ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА К 5 ГОДАМ

1.                 Ребенок называет геометрические фигуры, находит предметы необходимой формы и размера в окружающей обстановке.

2.                 Сравнивает предметы, выделяет сходства и различия. Считает предметы в пределах 6-8. Обозначает количество цифрой.

3.                 Группирует предметы  по 2-3 свойствам: форма, размер (длина, ширина, высота).

4.                 Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше, или меньше.

5.                 Умеет применить известные ему способы действий в новой обстановке – счет, сравнение, упорядочивание, группировку.

 

Важно, чтобы родители побуждали ребёнка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить.

Дата последнего обновления страницы 15.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»