Математическое развитие ребёнка в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными понятиями.
Дошкольникам просто необходимо давать основы математики.
Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно, когда-нибудь и дойдёт до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдёт, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. А скорее всего в голове образуется околонаучная каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению предмета.
А теперь давайте разберёмся, из чего же состоит математика, а потом поговорим о каждой теме подробно.
- Первое, что приходит в голову - это количество чего бы то ни было и манипуляция с этим количеством - пересчёт, сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение и т.д. Это только одна сторона медали - арифметика. И многие родители думают, что на том математика и заканчивается. Но в математику входит много других разделов, к которым тоже нужно готовиться.
- Геометрия - геометрические фигуры и формы
- Чтобы научиться понимать математику, нужно разобраться в свойствах, признаках различных предметов, научиться объединять предметы, классифицировать по этим признакам, сравнивать эти признаки между собой и видеть между ними разницу.
- Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей логику, иначе им будут не по силам математические задачи. Для начала это - логика жизни, логика всех окружающих нас явлений ( это случилось, потому что… или наоборот, чтобы было так, как нам надо, нужно сделать так…, чтобы не было так, нужно… и т.д.) У всех событий есть причины и следствия и это нужно подчёркивать, обсуждать, обыгрывать.
Ребёнок, который стоит на пороге школы. Обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых.
Математическое развитие осуществляется:
- в повседневной жизни;
- в результате целенаправленного обучения.
1. Математическое развитие ребенка в повседневной жизни
Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. Например, мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку,... и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова одну большую, маленькую. Ребенку нравится такая совместная работа со взрослым. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку приобрести знания о размере предметов. Или при уборке игрушек можно предложить ребенку расставить игрушки по росту – от большой до самой маленькой, посчитать игрушки. Или: собираясь на прогулку, можно предложить ребенку подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. При уходе за комнатными растениями можно предложить определить форму листьев.
Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.
Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел шишек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем... Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». И так далее.
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий. Например, игра «Сначала - потом».
2. Обучение ребенка основам математики.
При организации занятий, Помните!!! Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте побольше игр, считалок и стишков.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок овладевает новыми навыками, умениями, знаниями.
Содержание и методика проведения игр - занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий с детьми в семье — это доступность предложенного материала, последовательность, систематичность в работе, широкое использование наглядности, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, заинтересованность и активность самих детей.
Для игр - занятий с детьми у родителей должен быть такой материал: мелкие предметы, игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изображения); карточки, а также силуэты птичек, зверей, фруктов, овощей; геометрические фигуры (круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб), разные по цвету и размеру.
Все задания предполагают тесное сотрудничество взрослого и ребенка и рассчитаны на 15 - 20минут. Не дожидайтесь полного угасания интереса маленького ученика. Если даже облегченный вариант задания труден, предложите самое простое упражнение, чтобы ребенок не потерял уверенности в своих силах. Поощряйте не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности. Обращайте внимание на все успехи, пусть даже незначительные.
Для того, чтобы дети ориентировались в пространстве относительно себя (лево, право) – можно на праздниках проводить развлечение «Найди клад», нарисовать карту, со схемой. Т.о. мы создаем для детей мотивацию.
Игры на освоение порядкового счета: пальчиковые игры, игры с кубиком.
Игры на запоминание цифр: с.р.и. «Магазин», «Какой цифры не стало?»; цифры для закрепления можно писать, лепить, вырезать. Для запоминания используйте художественный образ, на что похожа цифра, используйте стихи.
Важно, чтобы ребенок соотносил соответствующее количество предметов с конкретной цифрой.
Игры на закрепление знаний о геометрических фигурах: «Найди, что есть квадратное?»
Игры на закрепление цветов: «Найди круглые предметы»
ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА К 5 ГОДАМ
1. Ребенок называет геометрические фигуры, находит предметы необходимой формы и размера в окружающей обстановке.
2. Сравнивает предметы, выделяет сходства и различия. Считает предметы в пределах 6-8. Обозначает количество цифрой.
3. Группирует предметы по 2-3 свойствам: форма, размер (длина, ширина, высота).
4. Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше, или меньше.
5. Умеет применить известные ему способы действий в новой обстановке – счет, сравнение, упорядочивание, группировку.
Важно, чтобы родители побуждали ребёнка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить.